Консультация для воспитателей ДОУ

«Использование здоровье сберегающих технологий

на музыкальных занятиях"

 

В настоящее время одной из самых важных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребёнка - самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных образовательных учреждений.

Когда впервые детям задаешь вопрос: «Что самое дорогое и ценное в жизни человека?», то чаще всего слышишь в ответ: «Деньги… машина... золото» и т.д. Иногда после наводящих вопросов дети называют «здоровье», «жизнь», а бывает, и не упоминают их в числе основных ценностей. Спрашиваешь:

- Вы болеете, дети?, все дружно говорят: «Да».

- А чем вас лечат? «Таблетками»

- А можно ли быть здоровыми без таблеток? «Нет!»

Такие ответы говорят о том, что детей нужно учить быть здоровыми. Ведь из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.

Известный писатель, педагог, психолог Януш Корчак писал: «Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься».

В последние годы, по данным системы здравоохранения, замечена устойчивая тенденция снижения уровня здоровья дошкольников. Поэтому актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в ДОУ. Технологии, как эффективная система мер профилактической работы с детьми, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, получили название «здоровье сберегающие технологии». Выделяются три группы здоровье сберегающих технологий:

1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников: ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, для глаз, гимнастика дыхательная;

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия, игротренинги, коммуникативные игры, беседы о ЗОЖ, самомассаж, точечный самомассаж;

3.Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.

Выбор здоровье сберегающих технологий в конкретном ДОУ зависит от:

·         типа дошкольного учреждения;

·         конкретных условий дошкольного учреждения;

·         организации здоровье сберегающей среды:

·         от программы, по которой работают педагоги;

·         продолжительности пребывания детей в ДОУ;

·         от показателей здоровья детей;

·         профессиональной компетентности педагогов.

Мне, как музыкальному руководителю, хотелось бы рассказать о тех

здоровье сберегающих технологиях, которые я использую в образовательной деятельности. Среди них: валеологические песенки-приветствия, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика,  игровой массаж, пальчиковые игры, речевые игры, музыкотерапия. На некоторых технологиях остановимся подробнее.
Песенки-приветствия – отличное начало любого музыкального занятия. Они поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению. Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, позитивно влияют на настрой детей, улучшают эмоциональный климат на занятии.
Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Медиками доказано, что дыхательная гимнастика оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее воздействие, положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание.

Основными задачами дыхательных упражнений являются:
- укрепление физиологического дыхания детей;

- тренировка силы вдоха и выдоха;
- формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох – длинный выдох);
- развитие продолжительного вдоха.

Работа над дыханием предваряет пение песен, а также может быть и самостоятельным видом деятельности. В работе с дошкольниками я использую  несложные упражнения  для оздоровления. Принципы ее – короткий и резкий вдох носом в сочетании с движением и пассивный выдох.

«Ладошки» 

Ладушки-ладошки, звонкие хлопушки
Мы ладошки все сжимаем, носом правильно вдыхаем.
Как ладошки разжимаем, то спокойно выдыхаем. 
(На «раз» - хватательные движения ладошками, сжимаем их в кулачки, одновременно с движением шумно вдыхаем носом. После короткого вдоха -ладошки разжимаются – выдох).

«Чудак»
Там, на холмах, сидит чудак,
Сидит и дует так и сяк.
Он дует вверх,
Он дует вбок,
Он дует вдоль и поперек.
Педагог кладет себе на ладонь вырезанный из бумаги осенний листок (снежинку, тучку, птичку, воздушный шарик) и подносит его ко рту ребенка. Называя имя ребенка, он аккуратно сдувает листок. Ребенок ловит его и, сдувая, называет имя следующего ребенка.

При разучивании песен часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии речевого аппарата. В наших силах помочь каждому ребенку справиться с этими трудностями при помощи специальных упражнений артикуляционной гимнастики. Она способствует тренировке движений, необходимых для правильного произношения звуков, слогов, целых слов. При этом важно соблюдать последовательность- идти от простых упражнений к более сложным. Регулярное использование артикуляционных упражнений , улучшает качество речи детей и,  соответственно, качество пения.

«Лягушка»

Ниже нижнюю губу

Опущу я, как смогу.

Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.

«Окошко»

Рот прикрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубки рядышком стоят

И в окошечко глядят.

Зубы почти сомкнуты, губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.

«Язык здоровается с подбородком»

Просыпается язык –

Долго спать он не привык.

И спросил у подбородка:

- Эй, какая там погодка?

Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз к подбородку, затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.

 

В своей работе я использую и элементы игрового массажа.  

Почему всем – и взрослым, и детям – нравится массаж? Дело в том, что массируя определенные точки тела, мы бессознательно посылаем положительные сигналы сердцу, легким, печени, желудку и другим органам. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Кроме того, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека.  Ребенок может легко научиться этому в игре.  

«Дождик»
(дети встают друг за другом «паровозиком»)
Дождь, дождь, надо нам
Расходиться по домам /хлопают ладонями по спине
Гром, гром, как из пушек
Нынче праздник у лягушек /покалачивают кулачками
Град, град, сыплет град
Все под крышами сидят /постукивают пальчиками
Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин /поглаживают спинку ладошками 
(дети поворачиваются на 180 градусов и повторяют массаж еще раз)

«Вот на улице мороз»
Вот на улице мороз! /поглаживают руки
Ну-ка, все потрите нос! /трут кончик носа.
Ни к чему нам бить баклуши /грозят правым указательным пальцем.
Ну-ка, взялись все за уши:
Покрутили, повертели,
Вот и уши отогрели! /указательным и большим пальцами держатся за мочки ушей  и вращают их вперед- назад.
По коленкам постучали, /стучат ладонями по коленям.
По плечам похлопали, /руки — скрестно на уровне груди, хлопают ладонями по плечам.
Ножками затопали! /топают ногами.

Особый интерес представляют пальчиковые игры, которые позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Существует прямая связь между движениями рук и произнесением слов. Исследователи, изучающие механизмы речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Кроме того, на ладонях людей находятся важные для всего организма биологически активные точки. Тексты для этих игр довольно-таки простые -русские народные песенки, потешки, считалки. Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к письму, рисованию), формируют образно-ассоциативное мышление.

«Кошка»
Посмотрели мы в окошко /делают пальцами обеих рук «окошко»
По дорожке ходит кошка / «бегают» указательным и средним пальцам  /правой руки по левой руке. 
С такими усами /показывают «длинные усы»
С такими глазами /показывают «большие глаза»
Кошка песенку поет
Нас гулять скорей зовет /»зовут» правой рукой

Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика – являются характерными и для речи. Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с младшего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки. Речевые игры, сопровождающиеся движениями, звучащими жестами (хлопками, щелчками, шлепками и др.), звуками детских музыкальных инструментов, прекрасно развивают чувство ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми, а поддержка текста движениями способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению. Жестикуляция, пластика, мимика в речевых играх побуждают детей импровизировать, раскрывать свой творческий потенциал.  

«Листопад»

Осень, осень! Листопад! (ритмичные хлопки)

Лес осенний конопат (щелчки пальцами)

Листья рыжие шуршат (трут ладошкой о ладошку)

И летят, летят, летят! (качают руками)

Музыкотерапия - одно из перспективных направлений оздоровительной работы в ДОУ. Она способствует  коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное

дыхание. Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека: звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности, физически взбодрить. Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце, а вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло.
       Надо отметить, что успех проводимой  музыкально-оздоровительной работы зависит не только от работы педагогического коллектива ДОУ, но и от отношения к данной проблеме в семье. С целью просвещения родителей по этому вопросу проводятся консультации, совместные музыкально-спортивные праздники и развлечения. Родители охотно принимают участие в подобных мероприятиях.   Использование здоровье сберегающих технологий не только на занятиях в ДОУ, но и в семейном воспитании помогает более эффективно развивать музыкальные способности дошкольников, сохранять и укреплять их здоровье. В помощь родителям оформляются папки-передвижки, содержащие артикуляционные, пальчиковые, речевые игры и другой материал, который можно использовать дома.